Давлетшина Лилия Авальевна

Кафедра: Философия и право

e-mail: davletshina@bk.ru

Тел.: (843)567-46-49

Занимаемая должность: доцент кафедры философии и права

Направление подготовки и (или) специальности, квалификация: Социолог, преподаватель социально-политических дисциплин по специальности «Социология»

Ученая степень: кандидат социологических наук 

Ученое звание: -

 Гранты:

  1. Грант конкурса лучших проектов фундаментальных научных исследований РФФИ (основной) № 19-011-00644 «Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: Приволжский и Северо-Западный округа РФ (сравнительный анализ)», исполнитель, 2019-2020 гг.
  2. Грант Правительства Республики Татарстан на подготовку и переподготовку республиканских кадров в российских и зарубежных образовательных и научных центрах, ответственный исполнитель, 2008 г. 

 Почетные звания, награды:

  1. Благодарственное письмо начальника Управления образования Исполнительного комитета города Казани Ризванова И.А. «За профессиональную работу в качестве жюри городского конкурса «Ученик года – 2024».
  2. Благодарственное письмо министра по делам молодежи Республики Татарстан Сулейманова. Т.Д. за вклад в развитие детского движения общественного движения Республики Татарстан и поддержку детских инициатив, 2023 г.
  3. Благодарственное письмо Министерства по делам молодежи Республики Татарстан за содействие в организации Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений "Лидер XXI века" и Слета молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации "Первый в двадцать первом", 2023 г.
  4. Благодарственное письмо Министерства по делам детей и молодежи Республики Татарстан за многолетнюю поддержку проектов РОО «Совет детских организаций Республики Татарстан», 2022 г.
  5. Диплом I степени XIV Международного конкурса научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование», 2022 г.
  6. Благодарственное письмо Министерства по делам детей и молодежи Республики Татарстан за работу в составе экспертного совета Республиканского конкурса авторских программ и методических разработок по развитию детского движения РТ, 2021 г.
  7. Благодарственное письмо Министерства по делам молодежи Республики Татарстан «За организацию и проведение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для педагогов Республики Татарстан, принимающих участие в организации воспитательного процесса и поддержку инициатив», 2021 г.

Стаж работы: общий – 26 лет, по специальности – 16 лет

Преподаваемые дисциплины: основы российской государственности, философия.

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:

  1. Повышение квалификации по программе «Теория и методика преподавания Основ Российской Государственности в высшей школе» (72 часа), «Институт современного образования», г. Воронеж, 2024.
  2. Профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (520 часов), «Центр социально-гуманитарного образования», г. Казань, 2017.
  3. Всероссийская философская школа «Синергийная антропология как метод анализа и стратегия сдерживания антропологических и глобальных рисков современности», Институт экономики, управления и права, г. Казань, 2013.
  4. Всероссийская философская школа «Социально-философский и социокультурный потенциал современных антропологических концепций», Институт экономики, управления и права, г. Казань, 2010.
  5. Повышение квалификации по программе «Управление в вузе» (16 часов), Центр подготовки и переподготовки руководящих кадров при Пензенском ГУАС, г. Пенза, 2007.
  6. Повышение квалификации по программе «Управление качеством в образовании (практика внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения)» (72 часа), Российская академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, 2007.
  7. Повышение квалификации по программе «Управление социальными процессами» (16 часов), Институт развития дополнительного профессионального образования, г. Москва, 2006.
  8. Повышение квалификации по программе «Управление образовательной деятельностью вуза (управление качеством образования)» (72 часа). Государственный координационный центр информационных технологий, г. Москва, 2006.

 Результаты научной деятельности

 Научное направление: социология образования, социальная демография

 Количество опубликованных научных работ: 36

 Монографии:

  1. Демографический доклад-2019. Реализация Национального проекта «Демография» в Республике Татарстан: ресурсы, вызовы, перспективы. Монография / Абдульзянов А.Р., Гневашева В.А., Давлетшина Л.А., Зиннатуллина Г.Ф., Ибрагимова А.А., Ильдарханова Ч.И. – Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2020. – 410 с.
  2. Демографический доклад-2018. Семейная и демографическая политика в контексте Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан – 2030. Монография /Абдульзянов А.Р., Биктимиров Н.М., Вафин Э.Я., Валидова А.Ф., Гайфутдинова Р.М., Давлетшина Л.А., Ибрагимова А.А., Ильдарханова Ф.А., Ильдарханова Ч.И., Кормушин К.В. – Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2018. – 294 с.
  3. Гильманов А.З., Давлетшина Л.А. Система профессиональной подготовки кадров монопрофильного города: социологический анализ / А.З. Гильманов, Л.А. Давлетшина. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 124 с. ISBN978-5-8399-0464-4

  Статьи в изданиях, входящих в базу данных Web of Science, SCOPUS:

  1. Davletshina L.A. SOCIAL MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND EMPLOYERS IN TERMS OF MONOPROFILE CITY. NEWS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. // VOLGA REGION. Social Sciences. – 2011. – Т. 3. –  № 19. – p. 82.

 Статьи в изданиях, входящих в Перечень ВАК:

  1. Хурамшина А.З., Давлетшина Л.А. Патриотическое воспитание в рамках реализации государственной молодежной политики в образовательных организациях Республики Татарстан: результаты социологического исследования // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2024. - № 4. - С. 120-134.
  2. Нугуманова Л.Н., Давлетшина Л.А., Шамсутдинова Р.Р., Хурамшина А.З.
    Проблемы и перспективы институционального становления полилингвального образования в Республике Татарстан // Человек и образование. - 2023. - № 2 (75). - С. 47-58.
  3. Давлетшина Л.А., Латыйпова В.М., Кондратьева Н.Б. Реализация программ этнокультурной направленности в образовательных организациях Республики Татарстан: проблемные зоны // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2023. - № 2 (83). - С. 151-159.
  4. Давлетшина Л.А., Фатхуллина Л.З., Сахнова И.А.
    Педагогические практики формирования креативного мышления обучающихся в условиях внедрения ФГОС: результаты исследования // Право и образование. - 2023. - № 6. - С. 20-29.
  5. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В., Давлетшина Л. А. Родители-хоумскулеры и школьная система образования: точки взаимодействия // Наука и школа / Science and School. – 2022. – № 6. – С. 120–133.
  6. Давлетшина Л.А., Хурамшина А.З., Агапова Э.И. Организация отдыха детей и молодежи в рамках реализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан: результаты социологического опроса в образовательных организациях // Управление устойчивым развитием. – 2022. – № 5(42). – С. 65–74.
  7. Шаехов М.Р., Давлетшина Л.А., Кондратьева Н.Б. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся Республики Татарстан: системный подход // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 3(43). – С. 111–118.
  8. Давлетшина Л.А., Кондратьева Н.Б., Самойлова А.В. Формирование этнопедагогической компетентности в условиях поликультурности: региональный опыт // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 3. – С. 93–100.
  9. Давлетшина Л.А. Методологические основания анализа генеративного поведения мужчин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Спецвыпуск. – 2019. – № 1. – С. 51–55.
  10. Давлетшина Л.А. Формы и методы профессиональной ориентации будущих специалистов в муниципальных образовательных учреждениях региона // Регионология. – Саранск. – №2(75). – 2011. – С. 147–155.
  11. Давлетшина Л.А. Социальные механизмы взаимодействия вузов и работодателей в условиях монопрофильного города // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – Пенза. – №3 (19). – 2011. – С. 82–89.
  12. Давлетшина Л.А. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: потребности в обучении // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. – Екатеринбург. – № 4 (17). – 2011. – С.123–130.

 Статьи в изданиях, входящие в перечень РИНЦ:

  1. Нугуманова Л.Н., Давлетшина Л.А., Хурамшина А.З. Проблематика использования педагогами ЭОР и ИКТ в профессиональной деятельности: результаты исследования // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2023. - № 1. - С. 13-20.
  2. Шамсутдинова Л.П., Давлетшина Л.А., Латыйпова В.М. Применение эффективных моделей организации наставничества педагогами предметной области «Искусство»: результаты исследования // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2023. - № 2. - С. 15-21.
  3. Павлова И.В., Шамсутдинова Л.П., Давлетшина Л.А. Формирование проектно-исследовательской компетенции в условиях поэтапного внедрения обновлённого ФГОС ООО // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2023. - № 1. - С. 48-53.
  4. Давлетшина Л.А., Кинзябулатова Г.Р., Фатхуллина Л.З. Профессиональная компетентность педагога как условие формирования креативного мышления обучающихся в условиях внедрения ФГОС // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2023. - № 2. - С. 48-54.
  5. Давлетшина Л.А., Хурамшина А.З. Роль образовательных организаций в реализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан: результаты социологического исследования // Социология в постглобальном мире. Материалы всероссийской научной конференции XVI Ковалевские чтения 17-19 ноября 2022 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Издательство Скифия-принт, 2022. – 929 с. С. 699–702.
  6. Давлетшина Л.А., Шамсутдинова В.В., Кондратьева Н.Б. Этнокультурная компетентность педагогов, реализующих программы этнокультурной направленности в образовательных организациях Республики Татарстан: социологический анализ // Этнопедагогический ежегодник: сборник научных статей. Выпуск 13 / Отв. ред. С. Л. Михеева, О. А. Димитриева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – 179 с. – С. 18–24.
  7. Давлетшина Л.А., Хурамшина А.З. Деятельность детских общественных объединений в общеобразовательных организациях как направление реализации Государственной молодежной политики в Татарстане // Современное образование: актуальные вопросы и инновации, 2022. Казань: Издательство ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», 2022. – № 2 (13). – С. 30–36.
  8. Давлетшина Л.А., Агапова Э.И. Семейное образование в оценках родителей-хоумскулеров: за и против // Современное образование: актуальные вопросы и инновации, 2022. Казань: Издательство ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», 2022. – № 1 (12). – С. 12–17.
  9. Давлетшина Л.А., Шаехов М.Р. Влияние потребностей регионального рынка труда и профильного обучения на профессиональный выбор школьников // Гуманитарные исследования Центральной России (Humanities researches of the Central Russia). – 2021. Липецк: Издательство ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», 2021. – № 2 (19). – С. 53–61.
  10. Давлетшина Л.А., Кондратьева Н.Б., Шаехов М.Р. Региональный образовательный проект как инструмент совершенствования этнопедагогической компетентности // Современное образование: актуальные вопросы и инновации, 2021. Казань: Издательство ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», 2021. – № 2 (10). – С. 91–97.
  11. Давлетшина Л.А. Концептуализация генеративности семьи в аспекте реализации гражданского капитала: реляционный подход // Политическое пространство и социальное время: глобальные вызовы и цивилизационные ответы. Сборник научных трудов XХХVII Международного Харакского форума 5–7 ноября 2020 г., г. Симферополь. В 2-х т. Т. 2 / Под общ. ред. Т.А. Сенюшкиной; [науч.ред.: Е.А. Сенюшкин, П.И. Пашковский] – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021. – С. 235–241. (Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-011-00644 «Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: Приволжский и Северо-Западный округа РФ (сравнительный анализ)»)
  12. Давлетшина Л.А. Трансформация репродуктивного поведения мужчин: актуальность социально-демографических исследований // Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина: XIII Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2019»: Сборник материалов. – М.: МАКС Пресс, 2019. – C. 485–487. (Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-011-00644 «Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: Приволжский и Северо-Западный округа РФ (сравнительный анализ)»)
  13. Давлетшина Л.А. Гендерные стереотипы о социальных ролях мужчин и женщин: оценка вклада в воспитание детей // Молодежь XXI века: образ будущего / Материалы научной конференции XIII Ковалевские чтения 14-16 ноября 2019 года. / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2019. – 876 с. ISBN 978-5-98620-404-8. – С. 521–523. (Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-011-00644 «Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: Приволжский и Северо-Западный округа РФ (сравнительный анализ)»)
  14. Давлетшина Л.А. Сетевой подход в исследованиях рождаемости: от репродуктивного к генеративному поведению // сборник «Научные труды Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан». – 2019. – Вып. 16. – С. 210–216. (Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-011-00644 «Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: Приволжский и Северо-Западный округа РФ (сравнительный анализ)»)
  15. Давлетшина Л.А. Территориальная сегрегация социального отцовства // Развитие регионоведческих исследований в Российской Федерации: особенности и основные направления: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Казань, 7 декабря 2018 г.) / Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ / отв. ред.: Р.В. Шайдуллин, Л.М. Айнутдинова. – Казань, 2018. – C. 253–260.
  16. Давлетшина Л.А. Репродуктивные стратегии мужчин как фактор повышения рождаемости: территориальные различия // Солидарность и конфликты в современном обществе: XII Ковалевские чтения: материалы науч. конф. 15–17 ноября 2018 г. / отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2018. – С. 392–394.
  17. Давлетшина Л.А. Социальные механизмы взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в системе профессиональной подготовки кадров / Труд и персонал в современной экономике: теория и практика. Сборник докладов Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во «Познание», 2013.  С.27-32.
  18. Давлетшина Л.А. Монопрофильный город как особый тип организации жизнеобеспечения населения / Духовная жизнь региональных сообществ: история, традиции, современность. Сборник докладов Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2013. – С. 91-93.
  19. Давлетшина Л.А. Система профессиональной подготовки муниципальных кадров в монопрофильном городе: принципы функционирования / Л.А. Давлетшина // «VI Адлеровские социологические чтения». Сборник материалов республиканской конференции. – Альметьевск: Изд-во АГНИ, 2012. – С.37-42.
  20. Давлетшина Л.А., Гильманов А.З. Подготовка будущих специалистов в муниципальных образовательных учреждениях: профориентационный аспект / Л.А. Давлетшина, А.З. Гильманов // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. Вып.4. – Казань: Издательство «Артифакт», 2011. – С. 172-176.
  21. Давлетшина Л.А., Гильманов А.З. Уровень профессиональной подготовки в вузе: мнение выпускников / Л.А. Давлетшина, А.З. Гильманов // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. Вып.4. – Казань: Издательство «Артифакт», 2011. – С.168-172.

 Участие в конференциях:

  1. «Социология в постглобальном мире»: XVI Всероссийская научная конференция «Ковалевские чтения – 2022», 17-19 ноября 2022 года, г. Санкт-Петербург.
  2. XХХVII Международный Харакский форум «Политическое пространство и социальное время: глобальные вызовы и цивилизационные ответы», 5–7 ноября 2020 года, г. Ялта.
  3. Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина: XIII Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2019», г. Москва.
  4. Всероссийская научно-практическая конференция «Тенденции развития российских регионов в условиях глобальных вызовов и угроз», 22-23 апреля 2019 года, г. Симферополь.
  5. Молодежь XXI века: образ будущего: XIII Всероссийская научная конференция «Ковалевские чтения – 2019», 14-16 ноября 2019 года, г. Санкт-Петербург.
  6. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие регионоведческих исследований в Российской Федерации: особенности и основные направления», 7 декабря 2018 года, г. Казань.
  7. Солидарность и конфликты в современном обществе: XII Всероссийская научная конференция «Ковалевские чтения – 2018», 15-17 ноября 2018 года, г. Санкт-Петербург.

 


Дата обновления:25.10.2024