Шарыпова Наиля Хабибрахмановна

Кафедра: Философия и право

e-mail: snailyah@list.ru

Тел.: 567-46-42

Занимаемая должность: профессор

Направление подготовки и (или) специальности, квалификация: русский язык и литература с дополнительной специальностью «педагогика»; преподаватель психологии; юриспруденция: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая; педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Ученая степень: доктор филологических наук

Ученое звание: профессор

Почетные звания, награды:

  1. Почётная грамота администрации г. Казани, 2006 г.
  2. Нагрудный знак Министерства образования и науки  Республики Татарстан «За заслуги в образовании», 2011 г.
  3. Благодарность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ноябрь 2016 г.
  4. Почётная Грамота Министерства финансов Республики Татарстан,  декабрь 2016 г.

Стаж работы: общий - 41 лет, по специальности – 38 лет

Преподаваемые дисциплины: Психология, правовое обеспечение землеустройства и кадастров, психология и педагогика, этика и психология профессиональной деятельности, психолого-педагогические технологии, психология профессионального образования, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, общая и профессиональная педагогика, методика обучения и воспитания, профессионально-педагогические  коммуникации, педагогика и психология высшей школы, правоведение, современные коммуникативные технологии и межкультурное взаимодействие, педагогика высшей школы.

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка.

  1. Профессиональная переподготовка  по программе «Психология. Преподаватель психологии» ЦДПО «Академия социального образования» в объёме 1200 часов, ЦДПО ЧОУ ВПО «»Академия социального образования». Казань, 2010 год, диплом  ПП № 733891, регистрационный  №125;
  2. Повышение квалификации «Конструирование образовательного процесса в высшей школе на основе ВГОС ВПО» в объёме 72 часов, ФГБОУ ВПО "Казанский ГАУ", г. Казань, 2013 год, регистрационный №3550;
  3. Повышение квалификации «Инновационные психологические технологии в организации комплексной антинаркотической работы с молодежью» в объёме 72 часов, ФГБОУ ВПО "Казанский ГАУ", г. Казань, 2013 год, регистрационный №3809;;
  4. Повышение квалификации "Компетентностный подход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования" в объёме 72 часов, ФГБОУ ВПО "Казанский ГАУ", г. Казань, 2014 год, регистрационный № УПК-342;
  5. Повышение квалификации «Инновационно-образовательные технологии в организации и обеспечении учебного процесса в соответствии с требованиями компетентностного подхода (с использованием системы MOODLE» в объёме 87 часов, ФГБОУ ВО «Казанский ГАУ»,  г. Казань, 2014 год, удостоверение УПК-№ 293;
  6. Повышение квалификации «Модернизация основных образовательных программ высшего образования в соответствии с ФГОС ВО и профессиональными стандартами.» в объёме 18 часов, ФГБОУ ВО «Казанский ГАУ, г. Казань, 2017 год, регистрационный № УПК-1296;
  7. Профессиональная переподготовка «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в объёме 1080 часов, ФГБОУ ВО «Казанский ГАУ», г. Казань, 2017 год, диплом  ПП № 0062705, регистрационный №179;
  8. Повышение квалификации «Методологические и методические аспекты преподавания дисциплины «Актуальные направления противодействия коррупции» в объёме 36 часов, ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ», г. Казань, 2017 год, удостоверение № 180001123423, регистрационный № 1
  9. Профессиональная переподготовка  «Юриспруденция: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая» в объёме 526 часов,  ЧОУ ВО «Академия социального образования», г. Казань, 2017 год, диплом ПП № 0033996, регистрационный №482;
  10. Повышение квалификации «Работа с электронной информационно-образовательной средой в образовательной организации» в объеме 16 часов,  ФГБОУ ВО «Казанский ГАУ», г. Казань, 2018 год, удостоверение № УПК-1483.
  11. Лекционный курс "Основы оказания первой помощи", Образовательный центр высоких медицинских технологий AMTEC-KAZAN, март 2018г.
  12. Повышение квалификации «Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях» в объёме 72 часов, ФГБОУ ВО  «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань, 2019 год, удостоверение № ПК-219682. 
  13. Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Казанский ГАУ» по программе «Противодействие коррупции в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами» в объеме 18 часов, г. Казань, 2019 г., удостоверение  № 0260479, рег.№ УПК-2329.
  14. Повышение квалификации в ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет" по программе Инновации в системе защиты сельскохозяйственных культур" в объеме 108 часов, г. Астрахань, 2019 г., удостоверение № 302410770961, рег № 3464.
  15. Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Казанский ГАУ» по программе «Информационно-образовательные технологии в организации и обеспечении учебного процесса в соответствии с требованиями компетентностного подхода  (с использованием системы  MOODLE)» в объеме 72 часов, г. Казань., 2020 г., удостоверение № ПК-0341825, рег.№ УПК-2757. 
  16. Повышение квалификации «Профессиональная компетенция преподавателя непрерывного образования», ФГБОУ ВО  «Казанский национальный исследовательский технологический университет», в объеме 40 часов, г. Казань, 2020 год, удостоверение № ПК-690594
  17. Повышение квалификации «Инновационные подходы к реализации программ дополнительного профессионального образования с использованием инструментов онлайн и офлайн образования», в объеме 72 часов Институт психологии и образования ФГАОУ ВО  «Казанский (Приволжский.  федеральный  университет»), г. Казань, 2020 год, удостоверение № УПК-20-070191/2020.
  18. Повышение квалификации «психолого-педагогические технологии работы с одарёнными детьми», АНОДПО  «Академия менеджмента», в объеме 36 часов, г. Набережные Челны, 2020 год, удостоверение № 163101661321.
  19. Повышении квалификации «Научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава», ФГБОУ ВО КНИТУ, в объеме 36 часов, г. Казань, 2022 год удостоверение ПК № 112243,  регистрационный № 44891 от 01.07.2022г.
  20. Повышение квалификации "Социально-гуманитарные дисциплины: вызов времени, тенденции, перспективы (Лингвистика)", ФГБОУ ВО КГМУ, в объеме 72 часа, г. Казань, 2022 год, удостоверение ПК № 163103068863, регистрационный № ДП 605-22 от 19.11.2022г.
  21. Повышение квалификации "Антикоррупционная политика в образовательной организации", ФГБОУ ВО Казанский ГАУ, в объеме 16 часов, г. Казань, удостоверение ПК № 163102443335, регистрационный № УПК- 4491 от 16.12.2022г.

Результаты научной деятельности

Научное направление: сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Количество опубликованных научных работ: более 200

Монографии:

1) Культура русской речи у татар. - М.: Наука, 1989.–140с.;

2) Контактные явления функционирования языков   в Республике Татарстан.- Казань: Гуманитария, 2003. – 160с.;

3) Двуязычие в Татарстане.- Казань: Изд-во Казанск.ун-та, 2004. – 252с.

 Учебники и учебные пособия:

1) Татарский за 20 уроков.- Казань: Магариф, 1994.–64с.;

2) Татар теленең электрон дәреслеге.- Казан, 2011 //  hhtp://tatar.-i.net / index.html;

3) Учебно-методическое пособие. "Основы педагогики и психологии высшей школы". Учебно-методическое пособие. Казань: Каз ГАУ, 2015.-137с.;

4) Нежметдинова Ф.Т., Шарыпова Н.Х. Культурология. Учебно-методическое пособие. Казань, Издательство КазГАУ 2016, 36 с.

5) Нежметдинова Ф.Т., Шарыпова Н.Х. История. Учебно-методическое пособие. Казань, Издательство  КазГАУ 2016, 80 с.

6) Барсукова Р.С., Шарыпова Н.Х., Габдулхакова И.М. Татарский язык и культура речи (для начинающих). Учебное–методическое пособие. Казань Издательство КазГАУ, 2017. 52 с.

7) Нежметдинова Ф.Т., Шарыпова Н.Х. Психология и педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие. Казань. Издательство КазГАУ 2017, 64 с.

8) Нежметдинова Ф.Т., Шарыпова Н.Х., Барсукова Р.С., Файзрахманов Л.М. Учебно-методическое пособие. Правоведение. Казань КазГАУ 2018, 32с.

9) Нежметдинова Ф.Т., Шарыпова Н.Х. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров. Учебно-методическое пособие. Казань, Издательство КазГАУ 2018, 60 с.

10) Габдулхаковой И.М.., Барсуковой Р.С., Шарыпова Н.Х. Учебно-методическое пособие. Русский язык и культура речи Казань. Издательство КазГАУ 2019, 80 с.

11) Нежметдинова Ф.Т., Шарыпова Н.Х. Этика государственной и муниципальной службы.  Учебно-методическое пособие.  Казань, Издательство КазГАУ 2019, 80 с.

12) Нежметдинова Ф.Т., Шарыпова Н.Х. Психология.  Учебно-методическое пособие.  Казань, Издательство КазГАУ 2021, 60 с.

13) Нежметдинова Ф.Т., Шарыпова Н.Х. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях.  Учебно-методическое пособие.  Казань, Издательство КазГАУ 2021, 60 с.

 

Статьи в изданиях, входящих в базу данных Web of Science, SCOPUS:

1) Some Tendencies in the Sprehe of punctuation from the View Point of Optionality (based on the Russian and English languages) //The Social Scinces, 11(7): 1157-1162, 2016; 

2) Plural Character and Versions of Configuration of Russian Youth Identity: Theoretical Framework and Empirical Studies  // Eurasian Journal of Analytical Chemistry 2017 12(7b):1249-1256

3) Optionality as an indicator of language  development // Opción, Año 34, Especial No.14 2018: 935 -948. ISSN 1012-1587/ISSNe: 2477-9385

4) Electronic Educational  Resourses in Foreign Languages Teaching  // Proceedings International Conference on the Theory of Personality Formation in Modern Society (ICTPPFMS-2018) -Изд-во: Atlantis Press.– рр 173-177.  

5) Retraining of Teachers of Republic of Tatarstan in Late 50s – Early 60’s XX century//Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 312 International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics//: Copyright © 2019, the Authors. Published by Atlantis Press – рр 62-66.

6)  «Flipped Classroom» Technology in Teaching Foreign Languages // The 2018 International Conference on Digital Science. – DSIC 2019: Digital Science 2019, pp 229-240.

7) Agricultural organizations as participants in professional and public accreditation of staff training quality in agricultural economy. F.T. Nezhmetdinova*, G. R. Fassakhova, N. Kh. Sharypova and L. M. Faizrakhmanov. BIO Web Conf. Volume 27, 2020 International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020) https://doi.org/10.1051/bioconf/20202700145

8) Staffing of agrarian economy: challenges and solutions G. R. Fassakhova, F. T. Nezhmetdinova*, N. Kh. Sharypova and N. N. Hamidullin. BIO Web Conf. Volume 27, 2020 International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020) https://doi.org/10.1051/bioconf/20202700146

9) Risks of modern biotechnologies and legal aspects of their implementation in agriculture. В сборнике: BIO Web of Conferences. International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019). 2020. С. 00227. 5стр Nezhmetdinova F.T., Guryleva M.E., Sharypova N.Kh., Zinurova R.I., Tuzikov A.R.

10) Digital economy and transformation of personnel training for aic. В сборнике: BIO Web of Conferences. International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019). 2020. С. 00228.           5 стр. Nezhmetdinova F.T., Fassakhova G.R., Shagivaliev L.R., Sharypova N.Kh., Zinurova R.I.

 Cтатьи в изданиях, входящих в Перечень ВАК:

1) Выражение модальности предположения временными формами глагола в татарском и намецком языках (в соавтрстве с  Шакирзяновой Р.М.) // Научное мнение: научный журнал/ Санкт-Петербургский университетский консоциум. – СПб., 2013. – №4.– С.59-65.

2) Наблюдения над фамилиями Пермских татар начала ХIХ века (в соавторстве с  Барсуковой Р.С., Мухаевой) // Казанская наука, 2017.-  С.106-109.  

3)  Вопросы сопоставительного исследования сравнительных конструкций разноструктурных языков (на материале русского и татарского языков) //  Казанская наука. Казань, Изд-во: Казанский издательский дом, 2018, №7. - С.51-54   

4)   Сопоставительные исследования фразеологических единиц русского и татарского языков (на материале произведений А.Еники //   Филологические науки. Вопросы теории  практики. Тамбов, Изд-во:Грамота,2018,№10(88.).–С.81-84      

5)  Композиты-неологизмы  в русском и английском языках: сопоставительный аспект //  Филологические науки. Вопросы теории и практики.- Тамбов, Изд-во:  Грамота, 2018. №10(88). В 3-х частях. Ч.3.- С.56-61

Статьи в изданиях, входящие в перечeнь РИНЦ:

1. К вопросам функционирования государственных языков в рамках законодательства об образовании // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Елабужские филологические чтения» 17-18 октября 2013. – Елабуга.– С 194-195;

2. Роль коммуникативной компетенции в повышении эффективности самореализации билингвальной личности // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, 28 октября-2ноября 2015. (С.135-140);

3. Языковая компетенция специалистов агропромышленного коплекса в системе «школа-вуз» // Материалы шестых Международных Махмутовских чтений «Проблемное обучение в современном мире», г. Елабуга, 12-14 апреля  2016. (С.135-140).

4. Приоритетное значение здоровье сберегающих технологий в условиях цифровизации образования//         Сельское хозяйство и продовольственная безопасность: технологии, инновации, рынки, кадры. материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Института экономики Казанского ГАУ. Казанский государственный аграрный университет.- Казань, 2021. С. 271-276.             

5. О проблемах и перспективах социализации студентов //Современное состояние и перспективы развития технической базы агропромышленного комплекса. Научные труды Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.т.н., профессора Мудрова П.Г. -Казань, 2021. С. 512-516.

6. Проблема самоопределения личности студентов //Современное состояние и перспективы развития технической базы агропромышленного комплекса. Научные труды Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.т.н., профессора Мудрова П.Г. -Казань, 2021. С. 517-522.              

7. Способы формирования профессиональной рефлексии у студентов //Современное состояние и перспективы развития технической базы агропромышленного комплекса. Научные труды Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.т.н., профессора Мудрова П.Г. - Казань, 2021. С. 523-530.

8. О влиянии психоэмоционального состояния студента на обучение //Современное состояние и перспективы развития технической базы агропромышленного комплекса. Научные труды Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.т.н., профессора Мудрова П.Г.- Казань, 2021. С. 531-534.

9. Взаимосвязь волевых качеств у студентов с их познавательной деятельностью             //Современное состояние и перспективы развития технической базы агропромышленного комплекса. Научные труды Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.т.н., профессора Мудрова П.Г.- Казань, 2021. С. 535-540.

10. Пути активизации познавательной деятельности студента в институте механизации и технического сервиса //Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях цифровой трансформации экономики. Научные труды II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной 100-летию Казанского ГАУ. -Казань, 2022. С. 451-459.  

11. Взаимосвязь познавательной активности студентов с состоянием их психологического здоровья //       Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях цифровой трансформации экономики. Научные труды II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной 100-летию Казанского ГАУ.- Казань, 2022. С. 460-467.  

12. Самореализация студентов казанского государственного аграрного университета в процессе учебной деятельности //Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях цифровой трансформации экономики. Научные труды II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной 100-летию Казанского ГАУ. -Казань, 2022.-С. 468-477. 

13. Реализация функций контроля в учебно-воспитательной деятельности студентов института агробиотехнологии и землепользования Казанского ГАУ//Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях цифровой трансформации экономики. Научные труды II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной 100-летию Казанского ГАУ.- Казань, 2022. С. 478-484.        

Участие в конференциях:

1) Международная  научно-практическая  конференция  30 апреля  2014 г., Тамбов;

2) Всероссийская научно-практическая конференции с международным участием/ Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, 28 октября-2ноября 2015;

3) Международные Махмутовские чтения «Проблемное обучение в современном мире», г. Елабуга, 12-14 апреля  2016; 

4) XIII международная научно-практическая конференция " Наука в современном информационном  обществе "- США, Норт-Чарлстон 3-4 октября, 2017;

5) International Conference on the Theory of Personality Formation in Modern Society -–ICTPPFMS-2018;

6) The 2018 International Conference on Digital Science. – DSIC 2019;

7) International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics –:2019.