Основные научные направления

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (НАПРАВЛЕНИЯ) НИР КАФЕДРЫ НА ПЕРИОД 2021 ГОДА

Миссия кафедры - системный процесс формирования научного мировоззрения, общегуманитарной культуры и духовно-нравственных ценностей молодежи на основе фундаментальных и комплексных «человекоразмерных» научных исследованиях.

Цель работы кафедры — обеспечение современного качества социогуманитарного образования у студентов и аспирантов  всех направлений подготовки Казанского ГАУ на основе сочетания фундаментальности и междисциплинарности, инновационности и мультилатеральности соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Исходя из научных тем, в период 2021 г. необходимо будет реализовывать следующие научные проекты:

1. Биоэтические основы оценки риска применения современных биотехнологий и техники в АПК. Рук.: Доц., к.ф.н. Нежметдинова Ф.Т., Исполнители: проф., к.ф.н. Шарыпова Н.Х., доц., д.и.н., Гали Б.Т., доц., к.ф.н. Габдулхакова И.М.,  доц., к.ф.н., Барсукова Р.С., ст.пр. Файзрахманов Л.М., доц. к.и.н. Пинаева Д.А.

Ожидаемые научные и научно-технические результаты:

1. Разработка критериев оценки риска внедрения современных биотехнологий и техники в АПК: правовые и этические аспекты.

2. Выявления факторов риска для экологии и человека применения современных биотехнологий и техники в АПК.

3. Определение предупредительных и профилактических мер по выявлению и предотвращению негативных последствий современных биотехнологий и техники в АПК.

4. Разработка основ гуманитарной экспертизы применения современных биотехнологий и техники в АПК.

2. Развитие умений и навыков толерантности и межкультурных коммуникаций у студентов аграрных вузов. Рук.: Доц., к.ф.н. Нежметдинова Ф.Т., Исполнители: проф., д.ф.н., Шарыпова Н.Х., доц., к.ф.н., Габдулхакова И.М.

Ожидаемые научные и научно-технические результаты:

1. Анализ ключевых понятий таких как:коммуникация, межкультурные коммуникации, толерантность, этническое самосознание, культурная единица, диалог культур, билингвизм, культурный контекст, культурные эквиваленты, культурные и нравственные ценности, аутентичность, культурный кластер, языковые навыки, компетентность и компетенции, профессиональное мышление, образовательная среда.

2. Определение структуры концептов (понятий) составляющих парадигму межкультурных коммуникаций.

3. Выявление основных теоретических  направлений философии, социологии, культурологии, лингвистики в рамках которых проводятся исследования межкультурных коммуникаций.

4. Аналитический и библиографический обзор социологических и социально-психологических подходов к проблеме межкультурных коммуникаций и коммуникации в целом.

5. Разработка методологических основ толерантности в условиях мультикультурализма и методические принципы диалога культур.

6. Социологическое исследование на предмет выявления мнения студентов (КазГАУ) о проблемах повседневной практики межкультурных и межэтнических взаимодействий.

7. Разработка методики формирования профессионального мышления студентов и учащихся в системе межкультурных коммуникаций.

3. История и современность российского села: проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий.  Рук.: доц., д.и.н., Гали Б.Т. Исполнители: ст.пр. Файзрахманов Л.М., доц., к.и.н. Пинаева Д.А.

Ожидаемые научные и научно-технические результаты:

1. Описание состояния современного российского села: статистические, демографические, социально-экономические критерии.

2. Оценка состояния современного села в Республике Татарстан.

3. Определение факторов риска и условий сохранения и устойчивого развития сельских территорий.

4. Правовое обеспечение АПК и лесного хозяйства РФ и РТ в условиях законодательных преобразований и трансформации социально-экономических отношений. Рук.: доц., к.ф.н. Нежметдинова Ф.Т. Исполнители: проф. д.ф.н. Шарыпова Н.Х., доц., к.ф.н. Барсукова Р.С., ст. пр. Файзрахманов Л.М.

Ожидаемые научные и научно-технические результаты:

1. Оценка состояния законодательного обеспечения реформ в АПК и лесного хозяйства.

2. Разработка механизма внедрения законодательных изменений в сфере: муниципального управления, водного и лесного хозяйства, природоохранных мероприятий, рыночных отношений в АПК.

3. Разработка рекомендаций для органов управления и законодательной власти с целью совершенствования правового обеспечения АПК и лесного хозяйства.

5. Мониторинг и диагностика рынка труда, потребностей работодателей в сфере АПК. Разработка рекомендаций для органов управления с.-х. Рук.: доц., к.ф.н. Нежметдинова Ф.Т., Исполнители: проф., д.ф.н. Шарыпова Н.Х., доц. д.и.н. Гали Б.Т.

Ожидаемые научные и научно-технические результаты:

1. Создание эффективного взаимодействия потребитель-исполнитель, повышения качества подготовки на принципах опережающего образования, коммерческого использования научно-технического и образовательного потенциала КГАУ.

2. Повышение уровня конкурентоспособности АПК как производства, так и продукции за счет притока кадров высокой квалификации и применения инновационных технологий.

3. Вовлечение в инновационные процессы РТ сельскохозяйственной отрасли, и содействие  интеграции в российскую и мировую экономику.

4. Мониторинг и диагностика рынка труда, потребностей работодателей в сфере АПК.

5. Разработка рекомендаций для органов управления с.-х., администрации Казанского ГАУ

6. Обеспечение преемственности непрерывного многоуровневого профессионального образования в университете в контексте ФГОС, внедрение инновационных педагогических технологий и стандартов обучения. Рук.: доц., к.ф.н. Нежметдинова Ф.Т. Исполнители: проф., д.ф.н.Шарыпова Н.Х., доц., к.ф.н. Габдулхакова И.М., доц. к.ф.н., Барсукова Р.С., ст.преподаватель Файзрахманов Л.М.

В соответствии со Стратегией  развития Казанского ГАУ, одной и стратегических задач стоит подготовка конкурентоспособного специалиста АПК, обладающего профессиональными компетенциями, функциональной грамотностью, навыками критического мышления, научным мировоззрением, устойчивым нравственным поведением и лидерскими качествами.

1. Необходимость изучения психолого-педагогических условий формирования знаний и развития навыков и умений студентов, с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

2. На основании комплексного подхода к формированию профессионально   значимых умений разработка наиболее эффективных методов и форм обучения в образовательном процессе:

2.1. Модели дистанционного обучения: корреспондентские технологии (например, система MOODLE), радиотелевизионная модель, обучение в сетевом режиме, мобильная технология (использование личного персонального компьютера) и др.

2.2. Увеличение объемов самостоятельной работы студентов:

-  формирование системы тьюторства;

2.3. Использование различных форм организации занятий:

- «мобильное обучение» — студенты выходят из аудитории для познавательных экскурсий и общественных мероприятий;

- аудитории с несколькими преподавателями и группой студентов;

- студенты, организованные  во  временные коллективы  для  решения конкретной задачи или составления проекта;

- студенты, переключающиеся с работы в группе на самостоятельную работу;

- накопление   студентами   профессионального   опыта   работы   с   людьми (овладение коммуникативными умениями); равноправный партнерский стиль педагогического  общения преподавателей и студентов.

2.4. Проблемное обучение - анализ конкретных ситуаций, case-study, ролевые и имитационные игры, диалоговые методы обучения и т.д.

3. Обеспечение интеграции как междисциплинарная связь на уровне общепрофессиональных    и    специальных    дисциплин    на    основе    их сопряжения с общегуманитарными дисциплинами:

- развитие духовности и формирование социально-ценностных установок,

- сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание,

- языки народов Российской Федерации,

- функционирование языков.

Дата обновления:18.10.2021